Лютеранская Реформация, по сути, была возвращением к христианству Нового Завета и апостольских времен, к простому и ясному евангельскому учению о Писании, вере, грехе, спасении, Церкви. Реформаторы хотели сохранить богатство литургического и богословского опыта, накопленного Церковью за время ее существования.

 

Вновь обретенное учение было изложено в главном вероисповедном документе Лютеранской Церкви - Христианской Книге Согласия, которая остается неизменным основанием лютеранской веры и жизни с 1580 года. Главные моменты этого учения могут быть сформулированы в виде пяти так называемых Sola - кратких вероучительных определений по богословским вопросам, подвергшимся наибольшему искажению в столетия, предшествовавшие Реформации:

 

SOLA SCRIPTURA ("Одно лишь Писание")

 

Одно лишь Писание, Библия, может быть неизменным и бесспорным источником вероучения христианской Церкви и высшим мерилом истинности любых человеческих вероучительных определений.

 

SOLA GRATIA ("Одна лишь благодать")

 

Одна лишь благодать, то есть незаслуженная и благая милость Бога, может даровать грешному человеку спасение, которое невозможно ни полностью, ни отчасти заслужить человеческими делами.

 

SOLUS CHRISTUS ("Один лишь Христос")

 

Один лишь Бог Сын, Господь Иисус Христос, вочеловечившийся, умерший за нас на кресте и воскресший, является посредником между Богом и человеком в спасении, отпущении грехов и молитвах.

 

SOLA FIDE ("Одна лишь вера")

 

Одна лишь вера во Христа, умершего за нас и воскресшего, которую дарует человеку Бог через Слово Писания, является необходимым и достаточным основанием для того, чтобы Бог оправдал грешника, т. е. объявил его праведным благодаря искупительной жертве Христа, однако истинная, живая вера всегда является источником добрых дел, и там, где нет добрых дел, нет и истинной, живой веры.

 

SOLI DEO GLORIA ("Одному лишь Богу слава")

 

Один лишь Бог достоин всей благодарности и хвалы за спасение, дарованное людям во Христе.

 

пастор Дмитрий РОЗЕТ